Родителям

 

Зачем учить ребенка музыке...

Многие взрослые, отдавая ребенка в спортивную, музыкальную или художественную школу не задумываются, что реально ребенок может и должен получить от таких занятий. Одни мамы и папы тешат свои амбиции и всеми способами пытаются воспитать чемпиона или лауреата, другие просто заполняют свободное время школьника, отрывая его от улицы и сомнительных компаний. Есть и другие родители, которые искренне считают занятия музыкой или живописью пустой тратой времени и ненужными заморочками.

Так зачем же давать ребенку музыкальное образование, если не собираешься получить на выходе великого певца или музыканта? В самом деле, стоит ли тратить свое драгоценное время на сопровождение чада в студию или школу, если результаты окажутся не столь значительными?

Разумеется, стоит. Учить музыке нужно так же, как и чтению, и математике. Согласитесь, что человек, приучившийся с детства читать художественную литературу и полюбивший чтение, вырастает личностью более разносторонней, интересующейся и мыслящей творчески. И хотя, многие из нас не владеют нотной грамотой и далеки от регулярного музицирования, с музыкой мы соприкасаемся постоянно. Радио- и теле — эфиры наполнены звуками различных музыкальных течений, мы напеваем себе под нос навязчивые мелодии, музыкальные композиции фоном сопровождают действие любого фильма или спектакля. Хотим мы того или нет, но музыка изначально уже является частью нашей жизни. А вот отделить зерна от плевел, научиться слушать и понимать хорошую музыку и снисходительно относиться к попсовым однодневкам низкого качества – этому учит музыкальное образование.

Что дают занятия музыкой?

Приучаясь слушать классические произведения, ребенок учится находить прекрасное в окружающем мире – природе, людях, произведениях искусства. Гармоничный человек наделен спокойным и мягким характером, он живет в мире с собой, и, как следствие, ему присущи доброта, сопереживание и любовь к ближнему.

Если же смотреть на вещи более приземлено, с практической точки зрения, то занятия музыкой значительно облегчают процесс обучения ребенка в целом. Поскольку развиваются музыкальный слух и память, значительно легче даются иностранные языки, запоминаются и учатся наизусть тексты. Материал, который учитель объясняет на уроке, воспринимается быстрее и полноценнее, потому что на музыкальных занятиях ребенок привыкает много слушать и анализировать услышанное.

Дети, занимающиеся музыкой, как правило, хорошо справляются с математикой и точными науками. Этому способствует и аналитическое мышление, и развитие мелкой моторики пальцев.

Многократное повторение разучиваемых произведений учит терпению, трудолюбию и усидчивости. Регулярные систематические занятия дисциплинируют и самоорганизовывают. Человек с ранних лет умеет ценить и правильно распределять свое время.

Музыкальным детям свободно даются и другие виды творчества – рисование, лепка, танцы, литература.

Когда начинать учить ребенка музыке?

Как можно раньше. Для того, чтобы воспринимать такие занятия, малышу не обязательно уже уметь читать. Более того, ребенок быстрее запоминает буквы и складывает их в слоги и слова, если уже начал осваивать музыкальную грамоту. Маленькие дети чрезвычайно любознательны, их легко увлечь и направить интересы в нужное русло.

Однако, не стоит чересчур усердствовать в занятиях – обучение должно приносить крохе удовольствие. Если же интерес к предмету пропадает или ослабевает, стоит задуматься и поискать варианты решения проблемы. Конечно, можно продолжать занятия, воздействуя мощным родительским авторитетом и приучая свое чадо добиваться поставленных целей. Но в этом случае можно получить и обратный эффект – вместо целеустремленной и творческой личности вырастет безвольный человек со стойким отвращением ко всему, что связано с занятиями музыкой.

В таком случае, иногда лучше выдержать паузу, взять тайм-аут, и позволить ребенку, учитывая его желания и аргументы, оставить музыкальную школу. Как правило, через пару-тройку лет, когда человечек повзрослеет, он сам возвращается к прерванным занятиям. Но теперь уже осознанно, осмысленно и добровольно, получая удовлетворение и от процесса обучения, и от полученного результата.

Что может быть приятнее для родителей, чем благодарность ребенка, за предоставленную ему возможность раскрыть свои таланты и реализовать творческие способности. И не важно, будут ли это искренние сказанные вслух слова, или молчаливая признательность, проявляемая в жизненных увлечениях.

Учите ребенка музыке – оно стоит того!

Десять причин отдать ребёнка в музыкальную школу


Несмотря на то, что ребёнок фальшиво орёт песни Чебурашки, и слуха у него нет; несмотря на то, что пианино некуда поставить, и бабушка не может возить ребёнка «на музыку»; несмотря на то, что ребёнку вообще некогда – английский, испанский, секция по плаванию, балет и прочая, и прочая ...
Есть веские причины всё это преодолеть и всё-таки учить музыке, и эти причины должны знать современные родители:

1. Играть – это следовать традиции. Музыке учили всех аристократов, русских и европейских. Музицировать – это лоск, блеск и шик, апофеоз светских манер. Дюк Эллингтон начал играть на рояле потому, что вокруг играющего парня всегда собираются девушки. Ну, а вокруг играющей девушки? Внимание, родители невест!

2. Музыкальные занятия воспитывают волю и   дисциплину: заниматься на инструменте надо  постоянно, регулярно и без перерывов. Зимой и летом, в будни и праздники. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке. Но, в отличие от героев спорта, играя на рояле, нельзя сломать ни шею, ни ногу, ни даже руку.
Внимание, строгие родители! Музыка – это воспитание характера без риска травмы: как хорошо, что такое возможно!

3. Занимаясь музыкой, ребёнок развивает   математические способности. Он пространственно  мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает, что в музыкальной пьесе как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить! Не случайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а профессора физики и профессора математики Оксфорда составляют 70% членов университетского  музыкального клуба.
Внимание, дальновидные родители  будущих математиков и инженеров! Музицировать  приятнее, чем решать трудные задачи из-под репетиторской палки.

4. Музыка и язык – близнецы-братья. Они родились следом друг за другом: сначала старший  – музыка; потом младший – словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом.
Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи.
Внимание, мудрые родители будущих журналистов и переводчиков! Вначале было Слово, но ещё раньше был Звук.

5. Музыка структурна и иерархична: крупные произведения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов. Стихийное понимание музыкальной иерархии облегчает понимание компьютера, тоже сплошь иерархичного и структурного.


6. Музыкальные занятия развивают навыки общения или, как их сегодня называют, коммуникативные навыки. За годы учёбы ребёнок-музыкант познакомится с галантным и дружественным Моцартом, ершистым и атлетичным Прокофьевым, умудрённым и философичным Бахом и другими очень разными музыкальными персонами. Играя, ему придётся в них перевоплотиться и донести до публики их характер, манеру чувствовать, голос и жесты.


7. Музыканты мягкосердечны и одновременно мужественны. Как утверждают психологи, музыканты-мужчины чувственны, как дамы, а музыканты-женщины стойки и тверды духом, как мужчины. Музыка смягчает нравы, но, чтобы в ней преуспеть, надо быть  мужественным. Внимание, прозорливые родители, ожидающие помощи и поддержки в старости! Дети, которые занимались музыкой, сочувственны и одновременно терпеливы, и потому чаще готовы подать своим престарелым родителям тот самый «стакан воды».

8. Занятия музыкой приучают «включаться по команде». Музыканты меньше боятся страшного слова deadline – срок сдачи работы. В музыкальной школе нельзя перенести на  завтра или на неделю вперёд зачёт по гаммам и классный концерт. Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности «по заказу», и ребёнок с таким опытом не завалит серьёзный экзамен, интервью при приёме на работу и ответственный доклад.
Внимание, беспокойные родители! Музыкальные занятия в детстве – это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь.

9. Музыкальные занятия воспитывают маленьких «цезарей», умеющих делать много дел сразу. Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так, читающий с листа пианист, сразу делает несколько дел – помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее. Музыка течёт в своём темпе, и читающий с листа не может прерваться, отдохнуть и перевести дух. Так же и авиадиспетчер, оператор ЭВМ или биржевой брокер следит за несколькими экранами и одновременно слушает и передаёт информацию по нескольким телефонам. Музыка приучает мыслить и жить в нескольких направлениях.
Внимание, перегруженные и усталые родители! Ребёнку-музыканту будет легче, чем Вам, бежать по нескольким жизненным дорожкам и везде приходить первым.

10. И, наконец, музыка – наилучший путь к жизненному успеху. Почему? См. пункты 1-9.
Немудрено, что музыкальным прошлым отмечены многие знаменитости:
- Агата Кристи свой первый рассказ написала о том, почему ей трудно играть на фортепиано на сцене;
- Кондолиза Райс, напротив, больше всего любит играть на публике в своём ослепительном концертном платье,
- Билл Клинтон уверен, что без саксофона никогда не стал бы президентом.

Посмотрите на успешных людей в любой области, спросите, не занимались ли они в детстве музыкой, хотя бы даже и недолго, хотя бы даже и без особого рвения? Конечно, занимались. И у нас есть 10 причин последовать их вдохновляющему примеру.

Музыка – наилучший путь к жизненному успеху!